Содержание уроков творчества для 2-го класса
Возможны изменения в зависимости от дат праздников,
юбилеев в области искусства и культуры и т.п.
Тема "Лето"
Тема: воспоминания о летних каникулах
Цель: научиться передавать свои впечатления с помощью акварельной техники "по сырому".
Задачи:
-ознакомиться со свойствами акварели и особенностями техники "по сырому".
- научиться пользоваться пером и тушью
- открыть для себя возможности сочетания техник акварели и рисования пером, а также использования случайностей (напр. клякс, затеков краски для обогащения композиции.
- развить фантазию и желание экспериментировать с материалами.
Задание: нарисовать картину по летним впечатлениям.
Материалы: акварель, кисти, палитра, перо, тушь, акварельная бумага.
Тема "Осень"
Тема: "Унылая пора! Очей очарованье!" (А.С. Пушкин)
Цель: Выявить особенности осенней природы на основе личных впечатлений и отображения осени в русской поэзии и живописи.
Задачи:
- научиться смешивать цветные серые тона (цвета осеннего неба).
- повторить смешивание различных цветов из основных красок.
- Дальнейшие эксперименты с художественными материалами.
- повторить понятие "пейзаж" и "линия горизонта"
Задание:
- нарисовать осенний пейзаж, уделив особое внимание цвету неба.
Материалы: бумага, гуашь, кисти, палитра
Тема "Человек в движении. Импрессионизм"
Тема: прогулка по лесу
Цель: повторить приемы рисования человека в движении. Использовать импрессионистическую манеру живописи в собственной работе
Задачи:
- закрепить знания об импрессионистической живописи, полученные на музейном занятии в Новой Пинакотеке на тему "Французские импрессионисты"
- просмотр картин русских импрессионистов
- знакомство с понятием эскиз и его назначением
- с помощью мазка-точки (сравнить с пуантилистической живописью) научиться передавать оптическое смешение цветов в одну цветовую гамму.
Задание: нарисовать два эскиза композиции "прогулка в лесу" (или парке), выбрать наиболее удачный и оригинальный из них.
- перенести эскиз на большой лист бумаги, выполнить работу отдельными красочными мазками, смешивая возможные оттенки одного цвета на палитре.
Материалы: простой карандаш, бумага, гуашевые краски, палитра, кисти.
Тема "Мельница"
Техника: цветная бумага, масляные мелки
Тема "Декорации. Подготовка к спектаклю"
Тема: декорации к детскому спектаклю
Цель: повторить понятие "декорация", ее особенности и назначение в спектакле
Задание: выполнить оригинальные эскизы декораций: "белый город", "цветной город", выбрать лучшие эскизы для групповой работы (4 гр. по 3 чел.)
- нарисовать черно-белый город углем, а цветной масляными красками
Задачи: пробудить детскую фантазию показом зрительного ряда: А.Гауди, Ф. Хундертвассер
- применить впечатления от фантастических зданий, спроектированных этими художниками при создании своей оригинальной композиции на тему "Город".
- научиться пользоваться новым материалом - углем, выявить его особенности и возможности.
- получить социальные навыки и компетенцию работы в группе, сохраняя индивидуальность своего решения, учитывать целостность общей композиции.
Материалы: простой карандаш, ластик, уголь, масляные мелки, бумага (А 1).
Тема "Русское Рождество"
Цель: познакомиться с обычаями празднования Рождества в русской деревне
Задачи: повторить особенности русского деревянного зодчества
- на примере картин русских художников и иллюстраций по истории русского костюма определить отличительные черты зимней и праздничной одежды крестьян
- обсудить обычай "рядиться", переодеваться в смешные и страшные образы на Рождество и святки, использовать полученные знания в собственной работе.
- повторить холодные цвета и их значение для изображения зимнего пейзажа.
- повторить приемы рисования человека в движении
Задание: нарисовать и вырезать из цветной бумаги деревенские дома, дорисовать зимний пейзаж; нарисовать, раскрасить, вырезать и наклеить на этот пейзаж человеческие фигуры в зимней одежде русских крестьян или ряженых.
Материалы: цветная бумага (А 3), белая/цветная бумага (А 4), простой карандаш, ластик, масляные мелки, ножницы, клей, золотой и серебряный фломастеры.
Русская маска к темам "Рождество", "Святки", "Масленица" в технике папье-маше, акриловые краски
Тема "Рождественские колядки"
Цель: в игровой форме окунуться в атмосферу рождественской ночи
Задачи:
- ознакомиться с понятием "вертеп" (двухярусный ящик, в котором деревянные фигуры изображали сценки, связанные с рождением Христа), нарисовать его на большом листе бумаги
- обговорить и проиграть, как выглядели колядки в русской деревне (ношение вертепа и звезды, пение под окнами, угощения поющим детям)
- нарисовать страшные и веселые маски, нарядиться в смешные костюмы и разыграть представление "Ряженые"
- накрыть праздничный стол (сладости, сок), познакомиться с некоторыми хаактерными для рождественской ночи гаданиями и играми ("Блосяночка", "Молчанка", гадание по книге и т.д.)
Материалы: большой лист бумаги (А 2), белая и цветная бумага (А 3), масляные мелки, клей, ножницы, простой карандаш, ластик.
Тема "8 марта"
подарок маме к 8-му марта. Натюрморт.
Техника: акриловые краски, холст
Тема урока " Дымковская игрушка - Лошадка" (народные промыслы)
Цели:
* способствовать эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного искусства
* воспитывать в детях чувство бережного отношения к русским народным традициям
* научить детей преобразовывать бесформенную массу (глина) в разнообразные формы, образы
Задачи:
* познакомить детей с народным промыслом - глиняная Дымковская игрушка (Кировская область);
* познакомить детей с семантикой древних знаков - вода, солнце, земля
* научить зрительному и мускульному восприятию формы предмета
* научить использовать в лепке различные выразительные средства
* обучить изобразительным и техническим приемам работы с глиной - отщипывать маленькие комочки глины от большого, скатывать комочки прямыми (палочки, цилиндры, конусы) и кругообразными движениями
(шарики), сплющивать комочки, вдавливать и оттягивать мелкие части
* создать образ народной игрушки, отвечающий представлениям наших предков о мироздании.
Первая часть занятия - лепка «Лошадки»
План занятия:
1) История происхождения дымковской игрушки - слобода Дымково...
2) Ознакомление с традиционными персонажами - лошадка, барыня, фантастическая птица с большим хвостом и т.д.
3) Изучение орнамента и ознакомление с языческими символами древней Руси - геометрический орнамент на Дымковской игрушке
4) Конь в славянской мифологии - солнце, тепло, свет, жизнь
5) Осматриваем пример дымковской лошадки и отмечаем все особенности и характеристики этой игрушки- туловище, 4 ноги, шея, голова, морда, два уха, грива и хвост.
6) Начинаем лепить обобщенные формы - шар, цилиндр, усеченный конус (это формы -заготовки будущих работ)
7) Делим глину на части, делаем из них заготовки, и соединяем их в целое в определенной последовательности
Так как в младшем возрасте детям доступнее для восприятия лепка игрушки по частям
Д.з. раскрасить «лошадку - Дымку»
На белом фоне - геометрические фигуры разных цветов.
Тема "Русская церковь"
Цель: выявить особенности русской церковной архитектуры
Задачи:
- с помощью зрительного ряда "Русские церкви" определить основные отличия русской от католической церкви (форма здания, луковичный куол, декор фасадов, форма и размер окон)
- используя яркие краски, передать нарядность русской церкви ии настроение пасхального праздника
- повторить приемы рисования тонкой кистью для изображения мелких деталей и узоров
- повторить смешивание цветов на палитре
Задание: нарисовать русскую церковь
Материалы: бумага (А 3), золотая и цветная фольга для куполов, гуашь, палитра, кисти, ножницы, клей.
Тема "Пасха в русской деревне"
Техника: групповая работа, большие листы ватмана (А1), гуашь, цветная бумага, фломастеры
Тема "Матрешка"
Цель: практически ознакомиться с национальной русской игрушкой матрешка
Задачи:
- история возникновения матрешки.
- испробовать возможности техники папье-маше (три разных способа)
- изготовить три матрешки разного размера, чтобы понять, что смысл этой игрушки в ее серийности.
- узнать особенности работы с акриловыми красками.
- обратить внимание на "одежду" матрешки, ее национальную самобытность, яркие краски, узорочье.
- в основных чертах научиться рисовать человеческое лицо.
Задание: сделать матрешку в технике папье-маше и расписать ее акриловыми красками.
Материалы: клейстер, газетная и туалетная бумага, картон, акриловые краски, кисти, фломастеры, палитра.
Тема "Икона (Дева Мария с младенцем Христом)"
Цель: подготовка к экскурсии "Один корень -два ствола" (православня и католическая церкви в сравнении).
Задачи: - ознакомиться с понятием икона и ее значением в традиции русского православия
- определить назначение золотого фона в иконе
- обсудить особенности изображения Марии с младенцем Христом в русском иконописном каноне
- познакомиться с понятием "оклад иконы"; сделать бумажный "оклад".
-обратить внимание на декоративность и изысканную красоту изображения одежд и фона на русской иконе
- с помощью разнообразных техник пробудить устойчивый интерес и врутреннее удовлетворение при работе над "иконой, а также способствовать положительному отношению к сложному и глубокомысленному искусству иконы.
Задание: нарисовать Деву Марию (с младенцем Христом)
Материалы: простой карандаш, ластик, ножницы, клей, оберточная бумага, пастельные мелки, фломастеры, акриловые краски (золото, серебро, бронза), картон.
Тема "декорации к детскому спектаклю"
Цель: комплексная подготовка к спектаклю
Театральная постановка как единое целое: взаимосвязь текста и декорации
Задачи:
- развить фантазию; сравнить часто используемое детьи счематическое изображение дерева с иллючстрациями к русским сказкам.
- придумать сказочные, необычные, фантастические деревья
- повторить особенности компановки на листе большого формата, развить чувство формаата листа
- получить социальные навыки и развить умение работать в группе
Задание: нарисовать и вырезать сказочные деревья. Нарисовать декорации: "Сказочный лес", "Полянка", "McDonalds", "Банк".
Материалы: бумага (формат А 2, А 1), простой карандаш, ластик, масляные мелки, ножницы).