Дорогие родители!
В конце начальной школы дети вступают в переходный возраст, иногда это происходит довольно резко. Поэтому зачастую они хотят все изменить, от чего-то отказаться "вопреки и назло всему и всем". Конечно, это может коснуться и занятий русским языком и литературой, особенно в связи с переходом в 5 класс. Идеального рецепта для всех нет, но в силу опыта мы можем привести несколько аргументов в помощь родителям в виде возможного диалога ребенка и родителя:
- Зачем мне этот русский, я уже и так говорю, и читаю, и даже пишу!
Ты и по-немецки говоришь, читаешь и пишешь, тем не менее этот предмет проходят до конца школы, и он является одним из основных.
- Ну я же уже говорю, я уже русский не забуду!
Несомненно, в 10 лет какие-то знания останутся, даже если не ходить на курсы. Тем не менее, наука и опыт показывают, что если прекратить заниматься языком в столь
раннем возрасте (хоть ты уже большой и самостоятельный), все знания, кроме общих бытовых, теряются и получается, что 10-летний труд был практически напрасен. К сожалению, это наблюдается
даже среди детей, которые выросли в России и переехали в Германию в похожем возрасте.
- Говорят, что в гимназии трудно, а тут еще какие-то уроки!
Учиться вообще трудно, если учиться хорошо и достигать хороших результатов,
зато знания русского как родного будут отличать тебя от большого количества других детей. Тебе легче будет найти место для обучения в будущем, потом работу. У тебя будет дополнительный козырь!
Многие не могут хорошо учиться в школе без всяких дополнительных занятий, а другие не ноют и успевают везде. Важно организовать свое время! Потом ты сможешь
значительно повысить свой балл аттестата в школе благодаря хорошим оценкам по русскому. Даже немецкое Министерство Образования осознало важность такого языка как русский и, в результате наших
переговоров, вводит его в гимназии с 8 класса как второй язык. Для этого нельзя бросать русский до 8 класса, а потом он будет у тебя вторым языком!
- Давай я сделаю перерыв 1 год, привыкну к новой школе, а в ?-ом классе опять начну заниматься русским языком.
К сожалению, как показывает опыт, это почти нереально, т.к. за год ты забудешь бОльшую часть того, что учил в предыдущие годы, и вернуться к изучению языка вместе с теми, кто не прерывал занятий будет значительно труднее, почти невозможно. До сих пор никто не вернулся, кто планировал прерваться только на год! Кроме того, ты должен будешь учиться не со своими школьными друзьями, а с детьми на год младше тебя. И со сдачей экзамена по русскому языку на аттестат зрелости тоже будет проблематично, т.к. ты будешь учиться в русской школе на 1 класс младше, чем в немецкой.
- Русский я уже выучил, хочу испанский или итальянский, вот друг на курсы ходит!
Ты можешь учить хоть японский, но почти нереально будет
выучить какой-либо из этих языков на уровне родных или вторых родных, а в русском ты всегда будешь лучше многих! В остальных же языках у тебя всегда будет конкуренция со стороны
немецко-испанских, немецко-итальянских детей.
- Русский и так многие знают, какое у меня преимущество?
Нет знаний, которыми обладает только один человек, может только лауриаты Нобелевской премии. Зато есть знания, которые доступны немногим, например знания русского как родного.
- Почему нельзя заниматься раз в неделю с учителем или в каком-нибудь кружке?
Всем можно заниматься раз в неделю, но, к сожалению, и результат будет другой. Ведь очень трудно организовать себя дома одному для выполнения бОльших дополнительных
домашних заданий, во многих правилах трудно разобраться самому, изучение языка требует регулярности. Тем более, в маленьких группах обучение очень эффективно, и с другими детьми веселее. В
случае болезни или отъездов в школьные лагеря и каникул может случиться, что у тебя не будет занятий целый месяц, после этого вдвойне трудно их возобновить. При более регулярных заняниях перерывы
гораздо меньше.
- Я все равно не попаду в гимназию, в других школах нет русского как в гимназии.
Нет, но все равно можно посещать занятия по русскому в гимназии, наше объединение должно направить соответствующее письмо. Зато изучая второй язык, можно
сдать экзамен на полноценный аттестат зрелости после окончания реальной/основной школы, а без второго языка можно сдать только на аттестат с профориентацией, что значительно ограничивает выбор
учебных заведений. Выучить иностранный язык для сдачи его на аттестат во взрослом возрасте - задача гораздо более сложная, чем продолжать изучать русский
сейчас.
- Мне лень читать все эти книги, у нас в немецкой школе такого нет.
К сожалению, изучение литературы в немецкой школе весьма ограничено, но знание литературы необходимо, ведь только чтение книг может обогатить жизненный опыт, научить
думать, формулировать мысли. Эти умения позволяют человеку принимать умные решения в жизни, не зависеть от других.
- Ну, я тогда могу книги по-немецки читать...
Русская литература - особый пласт и бОльшая часть переводов не может передать красоту этих
книг, многие произведения вообще не переведены или переведены плохо. Многие иностранцы изучают русский язык специально для того, чтобы прочитать произведения русских
авторов в оригинале. Во многом эти книги дают не только понимание литературы, но и понимание культуры, ментальности. Это то, что сейчас пользуется спросом на
рабочем рынке. Это также важно для взаимопонимания с русскими родственниками в семье, ведь они выросли в этой культуре.