«Не должно быть слепых к красоте,
глухих к слову и настоящей музыке,
черствых к добру, беспамятных к прошлому.
А для этого нужны знания, нужна
интеллигентность, дающаяся культурой»
(Дмитрий Сергеевич Лихачев)
1. Основные положения концепции нашей школы
Цели обучения
· развитие интереса к России, русскому языку и русской культуре;
· знакомство с историей, географией, культурой и традициями России;
· формирование понимания места России во всемирной истории и культуре;
· полноценное развитие двуязычия как одной из важных составляющих гармоничной, всесторонне развитой личности;
· поддержание равноуровнего развития языковых возможностей русского и немецкого языков;
· формирование адекватной оценки значимости русского и немецкого языков;
· взаимное обогащение языков за счет изучения и сравнения возможностей, средств выразительности и грамматических конструкций русского и немецкого языков;
· интеграция детей из монорусскоязычных и смешанных семей в коллектив из немецкоговорящих детей;
· развитие познавательной мотивации и интереса к процессу обучения;
· обучение умению работать как индивидуально, так и в коллективе, высказывать свою точку зрения и выслушивать точку зрения другого;
· развитие речи, мышления и воображения школьников;
· овладение общеучебными знаниями, умениями и навыками для эффективного обучения как по немецкой, так и по русской программе.
2. Условия приема в русско-немецкую школу
Помимо общих условий приема в начальную школу земли Бавария необходимым условием приема в русско-немецкую школу является знание русского языка. Наряду с детьми из русских и немецко-русских семей
мы также приветствуем поступление в школу детей из немецкоговорящих семей. Для родителей будут проводиться консультации и оказываться непосредственная поддержка по подготовке таких детей к будущим
занятиям на русском языке, включая обеспечение аудио- и видеоматериалами.
3. Программа начальной школы на немецком языке
Программа начальной школы на немецком языке осуществляется по официальной программе для начальных школ земли Бавария.
4. Русский язык и литературное чтение
Программа по русскому языку и литературному чтению осуществляется по программе для начальных школ, одобренной министерством образования России с учетом особых условий, связанных с двуязычием и
проживанием вне русскоязычной среды.
Цели обучения
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
· развитие речи, мышления, воображения школьников, их готовности к общению на русском языке, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; развитие монологической и диалогической речи;
· освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
· овладение умениями слушания, говорения, чтения, письма, необходимыми для общения в семейно-бытовой и учебной сферах;
· воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь; приобщение к культуре и литературе русского народа.
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
· развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
· овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
· воспитание уважения к русской культуре, интереса к чтению на русском языке, расширение нравственно-эстетического опыта учащихся.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
· значимые части слова;
· признаки изученных частей речи;
· типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
уметь
· анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;
· различать произношение и написание слов;
· находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
· без ошибок списывать и писать под диктовку несложный текст объемом 70 - 90 слов;
· создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
· соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
· работы со словарем (алфавит);
· соблюдения орфоэпических норм;
· создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
· овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать
· названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь
· читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
· определять тему и главную мысль произведения;
· пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
· делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
· составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
· читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
· создавать небольшой устный текст на заданную тему;
· приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
· различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
· приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
· различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· самостоятельного чтения книг;
· высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
· самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
· работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).
5. Предмет «Обобщение»
Для развития словарного запаса и знаний по предметам, пройденным по основной немецкой программе, а также по темам, непосредственно связанным с Россией, предлагается урок «Обобщение».
Необходимость создания данного предмета вызвана тем, что в рамках преподавания "Русского языка" и "Литературного чтения" невозможно сформировать полноценный словарный запас по темам, пройденным по предметам основной немецкой программы. Предмет не предполагает усвоения новых знаний, умений и навыков по предметам немецкой программы, кроме речевых, его смыслом является возможность передать имеющиеся знания на русском языке также хорошо, как и на немецком, (т.е. языке, на котором эти знания были получены).
Цели обучения
Изучение предмета «Обобщение» направлено на достижение следующих целей:
· формирование всестороннего словарного запаса на русском языке;
· повторение и закрепление знаний и умений, предусмотренных программой основной немецкой школы, по-русски;
· расширение коммуникативной и информативной функции русского языка;
· облегчение контакта между учениками и родителями при обсуждении школьной жизни и проблем ребенка;
· облегчение применения уже имеющихся знаний и умений при переходе из одного языкового пространства в другое;
· первоначальное знакомство детей с историей и природой России.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения предмета «Обобщение» ученик должен
знать/понимать
· основные термины и понятия (по-русски) по программе немецкой школы;
· исторические, культурные и природные особенности России и Германии (первичное представление);
уметь
· делать устные сообщения на темы, пойденные по предметам основной программы немецкой школы, с соблюдением грамматических норм русского языка;
· использовать в своих высказываниях изученные термины для полноценного раскрытия темы;
· ориентироваться в пространстве и во времени (часы, календарь, карта и т.д.);
· одинаково хорошо передавать свои мысли по любой интересующей ребёнка теме как по-немецки, так и по-русски; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· устного обсуждения с русскоговорящими сверстниками и взрослыми событий школьной и внешкольной жизни, явлений природы, истории и т.д.;
· адекватного восприятия высказываний взрослых и сверстников, понимания детских теле- и радиопередач, аудиозаписей и др.;
· устного и письменного общения со сверстниками и взрослыми в России;
· получения новой информации по интересующим ребёнка темам с любых носителей информации (книги, интернет и т.д.) на русском языке.
6. Предмет «Искусство и творчество»
Цели занятий - глубже понять Россию, познакомиться с ее историческим прошлым, традициями и обычаями, а такэе ознакомиться с русским искусством в контексте мировой художественной культуры.
Оригинальность концепции проводимых занятий базируется на разработанной программе, основанной на слиянии всовременных методик русской и немецкой педагогики.
Философским камнем методики является Свобода Ребенка.
Ребенок для педагога
- обладает врожденным чувством гармонии;
- имеет право быть самим собой,
Цели педагога:
- помочь ребенку развить в себе Чувство Прекрасного (Гармонии),
- помочь ребенку воспринять и понять мировое многообразие культур,
- поддержать ребенка в его творческих замыслах,
- дать необходимые для этого знания и умения.
Неотъемлемой частью концепции является глубокая взаимосвязь теории и практики Искусства в доступной пониманию детей форме.
В контексте занятий это означает:
- ознакомление с искусством различных эпох, стилей и наций;
-ознакомление с выдающимися работами великих мастеров;
- анализ художественных произведений;
- тесная связь занятия с интересующими детей темами (праздники, времена года, сказки и т.п.)
- использование широкой палитры художественных средств и материалов;
- работа в различных техниках;
- обсуждение совместно с ребенком возможных творческих реализаций на базе предложенной на занятии темы (развитие творческого мышления);
- развитие творческих способностей детей в процессе свободного рисования и при работе над заданной темой (развитие творческих навыков);
- по мере взросления детей, а также в зависимости от интересов и возможностей группы, предусмотрено расширение и углубление программы;
- возможность понять и прочувствовать богатство русской культуры и искусства;
- групповые посещения музеев и выставок развивают в детях внимание и наблюдательность, тесный контакт друг с другом способствует обмену идеями и способами их воплощения (социальная компетенция).
7. Предмет "Музыкальная культура"
Дети должны овладеть словарным запасом для обсуждения тем:
Основные музыкальные жанры. Балет. Симфония. Инструментальный концерт. Музыкальные инструменты. Народная, духовная и профессиональная музыка. Истоки музыкального искусства. Значение музыки в жизни человека. Взаимосвязь музыки с другими видами искусств.
Слушание музыки и обсуждение.
Особое внимание уделяется хоровому пению.